@FOL, я не знаю, что то тут не сходится( я могу понять отшельников, которым надоело человечество и цивилизация. Они пошли в лес, там живут, еду добывают или покупают, может, иногда заезжая в магазины. Я могла бы понять верующих отшельников, они живут точно так же и молятся, размышляют... но отшельников, которые живут какой то сектой, надеясь на простых людей, и принимают эту помощь, я понять не могу( это какое то паразитство. Если они верующие, если наш Бог отдал жизнь за людей... они могли бы найти инвалида или старушку, ухаживать за ними, работать, вот, отдай свою жизнь, не бери у простых людей пищу, а сам ее раздавай... ну нет , сидит лоб здлровый в пещере, по соседству с такими же, ждет еды. Это прям возмутительно)) вы меня простите, может вам мои слова резкими кажутся.... в чем тут святость, в чем тут подвиг...мне не понять
Ну давайте поразмышляем.
Исконно - когда-то - люди уходили в пустыни, чтобы мирская суета не препятствовала молитвенному труду, аскезе и духовному образу жизни в целом. "Пустыни" - подразумевается ударение на первом слоге, т.е. не обязательно прям вот эти песчаные жаркие пустыни, хотя часто это было близко к этому. Рацион обычно состоял из подножных/подручных растений и воды. Часто селились возле финиковых пальм и обязательно - поблизости от воды. Кстати, я был поражён тем фактом, что в финиках, как оказалось, содержится всё необходимое для питания человека. И более того - 10 фиников, как говорят, могут заменять дневной рацион человека.
Таким образом, проблема минимального питания для поддержания биологической жизни и решалась. Но это в широтах, где плоды могут быть круглогодично. И при этом упор делался на жизнь духовную.
В наших широтах отшельникам-одиночкам посложнее. Да, можно собирать-заготавливать грибы, желуди, какие-то съедобные корешки, сушить ягоды, ловить-вялить рыбу (рыбу, в отличие от мяса, монахам можно есть по определённым дням - не знаю точно, как у отшельников в этом плане). Но все мы понимаем, что это труды и труды порой не настолько результативные в условиях самобытной жизни. Может, заготовишь необходимый запас, может нет. Кроме того, это отнимает определённое время и силы, которые отшельник мог бы посвятить занятиям духовного плана.
Видимо, поэтому у нас люди (в первую очередь из церковных, христианских кругов) стараются помогать отшельникам. В этом есть элементы и христианской, православной
солидарности:
1) это уважение к выбору человека, решившего взять на себя определённый подвиг во имя спасения и/или искупления (Святая Мария Магдалина, например, после 17 лет блуда - ещё 17 лет каялась в пустыни и смогла обрести вход в Царство Небесное);
2) дающий получает возможность помочь человеку, отдав излишки (что непременно зачтётся), а отшельник - возможность сократить траты времени и сил на поиски пищи, взамен этого уделяя больше времени молитвам, в том числе - о благодетеле. По сути, подаяние пищи - это минимум, который может дать проситель о молитвах. Поскольку настоящий, истовый отшельник-молитвенник итак всегда под, скажем так, определённой защитой Бога и пища ему будет дана так или иначе - с какими-то другими людьми или в другом произвольном виде. Господь также лучше нас знает кого, за что и каким образом благодарить.
Собственно, никто никого не обязывает кормить отшельника. Другой вопрос, что чаще сам отшельник нужен кому-то живым.
Теперь к вопросу о подвиге.
В православии понятие подвига подразумевает не столько жертвенность ради общества (как героизм), сколько духовный акт личной аскезы - как принесение в жертву каких-то сторон личной зоны комфорта или привычек/убеждений. Подвиг - от слова "двинуть", как бы - сдвинуть, сподвигнуть (сподобить) себя на что-то, что выходит за рамки чего-то обычного для тебя.
Пожалуй, нужно говорить о том, что основная цель православия (неоднократно писал об этом и повторюсь) -
стяжание Царства Небесного. Всё. Это главное. Соответственно, все подвиги духовного плана направлены прежде всего на спасение своей личной души, избавление её от каких-то недугов и пристрастий (как плотских, так и духовных). Однако, как правило, аскетические правила и сама жизнь руками Господа устроены так, что спасаясь один - спасает вокруг себя тысячи, в явном или неявном виде.
Подвиги не обязательно могут быть громкими или тяжёлыми, как, например, отшельничество или странничество или строгие пожизненные обеты. Есть и более бытовые, приземлённые акты духовных подвигов. Меня в своё занимало, какие интересные стороны могут принимать различные подвиги отдельных людей. Порой казалось, что это какие-то "тараканы". Кто-то отказывается от половины пищи, кто-то спит на голых досках, кто-то ночует не в келье, а в собственноручно выкопанной землянке, кто-то удлиняет свои молитвенные правила в два раза и т.п.
Каждый вид подвига направлен чаще всего всего на больные места человека, его исполняющего. То есть, конкретный подвиг осознается и избирается самим человеком и призван преодолеть какие-то пагубные страсти или болезни души. Тот, кто излишне любит ленивый комфорт жизни, может взять на себя подвиг странничества. Тот, кто излишне болтлив - возьмёт подвиг молчания, безмолвия. Тот, кто маловерен, непостоянен, слаб духом, искушаем - например, возьмёт подвиг отшельничества. Ибо в отшельничестве, затворничестве, в молитвах и покаянии, в уповании только на Бога и приближении к Нему можно понять и прочувствовать длань Божию и Её участие в твоей судьбе. Повторюсь, это к примеру. Необязательно именно такие подвиги направлены именно на такие недуги.
Вот отсюда приведу хорошие слова:
По поводу подвигов. Они бывают разные, как и их носители. Бывают Александры Матросовы, бывают генералы Карбышевы, а бывают хирурги Луки Войно-Ясенецкие и доктора Гаазы. А еще бывают подвиги медсестер, выносящих из-под обстрела раненых или сутками стоящих возле операционного стола и помогающих спасать людей. В моем понимании смысл подвига в том, что человек, презирая свою выгоду, принимает на себя ношу ближнего. Игнорируя свои «интересы», приносит себя на алтарь высшей идеи. Будь то государство или служение Богу.
Каждый из нас может, в принципе, попробовать на себе «несложность» христианского подвига. Например, дав себе труд недельку, да хоть один денек не осуждать никого ни словом, ни помыслом. Хоть один день прожить целомудренно и по-христиански, не допуская в себя разной гадости. Тогда, наверное, станет понятнее сложность внимательного пути ко спасению. Мы по привычке считаем себя христианами, не давая себе труда подумать, что вступление в Христово воинство требует хотя бы изгнания из себя всяческого вражеского элемента, бережного отношения к своей душе и молитвы.
Дай, Господи, всем нам, молитвами преподобных, спасения души и разума!
По поводу нашего рыжика.
Вообще - я считаю его человеком относительно серьёзных взглядов на веру.
И мне кажется, что для него это некоторое поражение в определённом смысле. Белый флаг. Легко смиряться и не гневаться, живя один, отшельником. А попробуй-ка посмиряться в общежитии? Кстати, именно монашеское общежитие часто вмиг вскрывает болезненные язвы души. Всё начинает вылазить, как сто шил из одного мешка. )) И в первую очередь, она - царица грехов,
ГОРДЫНЯ.
Этим и полезна совместная духовная жизнь. Это хорошее испытание на смирение, терпение и любовь к ближнему. В монастырях считается серьёзным грехом неспособность прощать кого-то и нежелание просить прощения. Хотя бывали случаи (я слышал о таких), что монахи умирали, так и не сумев простить обидчика. И это страшно.
Я не могу сказать, что мне тоже прям легко давалось. Один раз пришлось на коленях в санузле просить прощения у человека, над которым я ранее жёстко подшутил. Он, помню, чего-то испугался, пытался меня поднять. )) Другой раз также на коленях стоял на скотном дворе перед другим человеком. А один раз таки высказал накипевшее одному гиперактивному и назойливому труднику, который меня достал. Человек был не вредный, но слишком инициативный, командный и как бы - с претензиями на негласное лидерство. С ним мы так и не поладили, он уехал. В общем, бывали коллизии, но не скажу, что это становилось какой-то особенной проблемой для меня. Хотя, возможно, мне тоже стоит пересмотреть своё нутро в поисках своей Царицы. Скажу одно - смирению тоже нужно учиться, как бы там ни было.
У нашего рыжика, насколько мне известно, были некоторые нездоровые пристрастия в прошлом. Но вот именно, что в прошлом. Видимо, с ними он справился за годы своего странничества-паломничества по монастырям. Я думаю так: когда не осталось привычной "отрады" - настойчивее и наглее вылез другой порок - гордыня. Именно это, думаю, лежало в основе всех этих вспышек гнева - подавленная гордыня. Я сужу в том числе по некоторым косвенным словам-признакам.
И в общем-то, свой недостаток он знал хорошо, признавал его. Но то, что скрылся в итоге в пещерах - ну, не знаю, мне кажется каким-то не очень полезным для него действом. С другой стороны - он прошёл немало обителей, много где пожил. Возможно, интуитивно почувствовал, что для него будет полезнее. А там - как знать, может и вернётся в обитель.
По поводу этого сообщества в пещерах на шиханах - ну, не знаю, мне как-то тоже это не особо понятно. Это не то, чтобы секта. Я точно знаю, что среди них, помимо рыжика, была ещё пара послушников или монахов с относительно истовыми взглядами на веру. Возможно, на них как-то там всё и держалась. Были и те, кто принципиально не поминал патриарха в молитвах (а это вообще-то считается признаком раскола). А вообще - вроде бы там все жили большей частью по разным пещерам - как бы какими-то своими кланами. Все же склоны шиханов широкие, места и пещер много. И в этом смысле мне тоже не особо понятно, что там хотел найти наш рыжий. Ну он и поселился, как я писал выше, где-то в стороне от всех. Ну, лишь бы на пользу - хотя бы для духа.
Что-то опять заболтался.